Владислав Ирхин
Мои гаремы. Любовная лирика

***

Это не август, а храм для фатальных
дионисийских торжеств!
Ах, как изысканны, как ритуальны
в женщине взгляды и жест.

Снова музыке твоей подчинилась
исповедь страждущих душ.
Чувствую, чувствую божию милость
в трепете страсти и дружб.

Нету во мне ни стыда, ни порока —
есть ненасытность молитв.
Грецией пахнет и пахнет Востоком,
красками с божьих палитр.

Август. Гарем мой. Безумие жажды.
Всполох невидимых крыл.
С каждой бы, с каждой бы, с каждой бы, с каждой
стоны любви разделил.

Сквозь сумасшедший экстаз озаренья
вымолил, вымолил в дар
непостижимые тайны творенья,
жизни кипящей нектар.

***

Восточным владыкою жил бы и жил без тебя,
принявши в наследство и дух, и гарем Соломона...
Но есть на всю прыть, есть простой Суламифи судьба,
чтоб „Песнею песней“ запомнились царские стоны.

Не надо ни злата, ни амфор, добытых в бою,
ни бедер рабынь, одуряющих миррой и хною.
Набеги, прощайте! Наложниц — рабам раздаю!
Я больше не царь. Я пасу теперь песнь под луною.

Я вышел последний безумный пастух и пророк,
которому внемлют и реки, и горы, и долы.
И слог мой по капле, как жизни живительный сок,
попьют с моих губ еще музы больные глаголы.

Придя в этот мир из библейских священных страниц,
одна ты в веках выйдешь мне и жена, и невеста.
Я слышу псалмы из твоих волооких глазниц,
я вижу, какая во мне открывается бездна.

Чрез тридцать веков повторяется стон на миру.
(Не дай захлебнуться бессмертья вкусившему звуку!)
Чрез тридцать веков снова в руки — о боже! — беру,
как сердце живое, ее обнаженную руку.

***

Это что ж это с миром творится?
Я же ясного вижу ясней,
как по небу летит колесница,
только бабы в ней вместо коней.

То провалятся в облаках сизых,
то откроются — пламень и страсть! —
то вдруг вынырнут ниже карнизов,
под копыта б, гляди, не попасть.

Если б кто-то сказал — не поверил.
Боже правый, в чем умысел твой?
Это люди, скажи, или звери
красоты сумасшедшей такой?

Растопыря и руки, и ноги,
волоса разметав, как крыла,
красивей, чем античные боги,
бабы в небе — в чем мать родила.

Но вселенскую тайну постигнув,
не в агонии и не в бреду
я на ту колесницу запрыгну
и судьбу до конца доведу.

„Ах, как сладко, — скажу, — и легко как!“
И не будет понять никому,
что трагически так одиноко,
может, богу еще одному.

Вот в полнеба петля, вот вторая...
И никто не заметит сквозь миф,
что на дыбе поэт умирает,
что мгновенья последние жив.

***

Сентябрьские бабы

А на серебряной заре,
на даже слабой,
какие бабы в сентябре,
какие бабы!

Как ни притворствуй, но бедро,
нога до торса
не птицы огненной перо,
а — стихотворца!

И как тебе ни близок бог
в ночные бденья,
все ж промелькнет промежду строк
грехопаденье!

Когда войдет и ржавь и медь
в листву опушек,
о, как над ними свищет плеть
ворожб, кликушеств!

В каком родстве к ним березняк?
Ну что кора им,
что манит так, что ранит так,
так раздирает?

Но с кровью рвутся удила
знакомств, приличий.
В леса! В чем мама родила!
В косноязычье!

В очах зажгут по сто лампад
и патлы — оземь,
и не известно, кто трубят —
они ли, лоси ль?

***

Ах, однажды б зажечься нам,
куполами маня...
Август. Плачи по женщинам.
Август — совесть моя.

Август. Загород. Кроны. И
тихо, будто звезда,
лета первые промахи
промелькнут иногда.

Еще вены неяркие
у листка, у виска.
Еще не кровохарканье.
Еще август. Тоска.

Ни решений, ни слов еще,
но в пустом шалаше
как всплеснется, как бросится
ночью тело к душе.

***

Вновь, как наполненный сосуд
вином созрелым,
качаясь, женщины несут
свое же тело.

И кажется, расплещут вот-
вот бедра, груди.
Но, может, в этом их полет,
вся суть их?

Чтоб в алость ягод, в ласку волн,
в блаженство вальса
их перепад, их перезвон
переливался!

Чтоб в них жила и зрела страсть
дразнить настолько,
чтоб нетерпелось красть и красть
от каждой — дольку!

Когда, как плод на древах ног,
грузнеет стан их,
я как любви бессмертный бог
среди вакханок.

Но, как поэт, еще на шаг
к смертельной ноте
пройду, платя за каждый взмах
ресниц и бедер.

Но не принять сладчайший грех
превыше мочи.
И меж их ног, как меж дерев,
брожу до ночи.

***

Дщери Иерусалимские

Памяти дорогогоВ. В. Розанова

Проходят жизни сроки,
а в горле ком стоит...
Когда-то на Востоке
жил мудрый царь Давид.

Уже тысячелетья
прошли с тех давних дней,
но не было на свете
еще царя мудрей.

Он знал, где чет, где вычет,
был злата полон дом.
Но царское величье
сам царь считал в другом.

И сколько б ни копилось
там злата-серебра,
богатство все хранилось
на перстне у царя.

И по одной из версий,
что донесла молва,
на всемогущем перстне
таилися слова.

Два слова. Как заклятья
на все года и дни.
Всевышнею печатью
помечены они.

„Проходит все“. И — точка.
И больше ни словца.
И в них вся заморочка
и мудрость в них же вся.

И принимай как хочешь —
с обидой, без обид
слова страшней пророчеств,
спасительней молитв.

Но девы Иудеи —
краса одна и цвет —
на надпись поглядели
и порешили: „Нет!

Не надо всем ничтожность,
и тлен не надо всем!
И есть одна возможность
спустить с небес Эдем“.

И солнца жизни ради,
и славы царства для
царь в каждом женском взгляде
читал теперь: „Твоя!“

Потом пошли поэмы
и плакал пономарь,
о том, что без гарема
царь — никакой не царь.

Могуч, благообразен,
седой, но полный сил,
спустившись с трона наземь,
царь к арфе подходил.

И струн касались руки,
и песнь лилась легка,
и плыли, плыли звуки
бессмертные в века.

И у наложниц лики
светились в полумгле,
и не было музыки
прекрасней на земле.

И опьянев от чудных
мелодий и словес,
искрились перламутром
истомы их телес.

Похожие на танец,
на штрих судьбы к стиху
вставали тайны таинств,
где все как на духу.

Но мой веселый гений —
всего лишь слабый звон
на тему дерзновений
иерусалимских жен.

Нам не понять сегодня,
как это может быть:
помазанник господний
любить идет, любить.

Он, как у нас икону,
в благословенный дар
гарем тот Соломону
с тем перстнем передал.

Какой удел чудесный!
Каких страстей разлив!
Миражи „Песни песней“!
Туманы Суламифь!

Какие были нравы!
Какие времена!
За что ж ты, боже правый,
так мучаешь меня?

Ну что мне Иудея?
Ну кто мне царь Давид?
Ну что на самом деле
мне душу так томит?

***

Борису Эйфману

Чтоб Овидию пелось,
бог у моря на корм
бросил женскую спелость
бронзой амфорных форм.

И в разгуле свободы
положил, как плоды,
вечно полные меда
жен чужих животы.

Эта плавь и лебяжесть
(все дугой, все дугой)!
И — упавшая тяжесть
в губы груди тугой.

И прорвавшимся соком
звездных лоз и рябин —
этот стон, этот клекот
из содомских глубин.

И как жизни всей дело
и Всевышнего дар,
я прижал ее к телу
вместо лиры и арф.

Сладкая музыка Эроса 

Песни из сборника «Мои гаремы»

Не обольщаюсь грезой бесплодной
Дай ты мне, господи, девку веселую, степь чтоб за звезды, степь да стога...
Слушать еще

 
Сборники стихов

Всё оглавление

 
Поэмы